Сайт педагога-психолога и учителя -логопеда Самвелян Ирины Михайловны

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида реализуют инклюзивный подход в образовании.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие –обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Если в дошкольную образовательную организацию родители сообщают о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то для такого ребенка дошкольная образовательная организация может предоставить лишь общие, а не специальные условия для развития и обучения в ДОУ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.
ПМПК работает в двух направлениях: с одной стороны, она обследует детей, с другой стороны, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
Инклюзивное образование – процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса. Базовыми ценностями инклюзивного образования является следующее:
-Каждый ребёнок – личность;
-Учиться могут все – необучаемых детей нет;
-Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
-Запрет на дискриминацию в любой форме;
— Право каждого человека на участие в жизни общества;
-Инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей с ОВЗ в социум на равных условиях;
-Инклюзивное образование способствует тому, чтобы потенциальные участники общества стали этим обществом, вне зависимости от ограниченных физических возможностей или особенностей развития;
-Терпимость друг к другу;
-Готовность жить вместе, в мире друг с другом;
-Принятие людей со всеми их недостатками.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.
Особенностью инклюзивного образования в ДОУ общеразвивающего вида является то, что наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, лёгкая степень задержки психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).
Программы, которые используют педагоги при инклюзивном обучении, несколько отличаются своими методами работы с детьми с ОВЗ. Вне зависимости от числа особых воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.
Согласно Федеральному закону «Об образовании РФ» родители несут ответственность за воспитание и обучение своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье и всестороннем развитии ребенка. В связи с этим актуальным становится повышение психолого-педагогической компетентности родителей и изменение их пассивной позиции во взаимодействии с ДОУ. Следует отметить, что немаловажным является нахождение путей сотрудничества родителей по воспитанию и обучению детей с ОВЗ в целях успешной адаптации к условиям ДОУ и полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребенок, он требует больше внимания и заботы, однако взрослым не следует все делать за него. Приучение к самообслуживанию дома и в детском саду будет способствовать развитию самостоятельности. Для благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ необходимо проявлять терпение и последовательность. Предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома.
Родителям воспитанника с ОВЗ следует помнить, что приспособившись к условиям ДОУ их ребенок почувствует себя полноценным участником образовательного процесса и сможет иметь возможность быть так же успешным, как и его сверстники. Так же успешная адаптация является еще прочным фундаментом для благополучного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства.
Таким образом, дети с нарушениями в развитии, имеющие статус обучающегося с ОВЗ, могут получать образование не только в специальных учебных заведениях, где созданы специальные условия, но и в массовых образовательных организациях и ДОУ реализующих инклюзивный подход в образовании. Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида по адаптированным программам, которые разрабатываются индивидуально для каждого участника воспитательно-образовательного процесса по ФГОС и с учетом рекомендаций ПМПК. При соблюдении родителями воспитанника с ОВЗ несложных рекомендаций и тесно сотрудничая со специалистами ДОУ можно обеспечить особому ребенку легкую адаптацию, которая будет фундаментом для его благополучного проживания дошкольного детства.

Статья опубликована в разделе:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*