Конспект логопедического занятия на тему «Прогулка по городу» для детей старшего дошкольного возраста
- Коррекционно-образовательные задачи:
-
-
- уточнять и расширять знания детей о транспорте;
- закреплять в речи обобщающие понятия: наземный транспорт, водный, воздушный;
- уточнять и расширять представления детей о правилах перехода через дорогу;
- закреплять знания буквы А;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- упражнять в образовании существительных в творительном падеже;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- упражнять в правильном употреблении предлогов: на, за, перед, около, между.
-
- Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь, интонационную выразительность речи, фонетические представления, логическое мышление, зрительное и
слуховое внимание, целенаправленную воздушную струю, общую и тонкую моторику, координацию речи с
движением, творческое воображение, диафрагмальное дыхание.
- Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, умения выполнять
установленные нормы поведения.
Материал:
-
-
- демонстрационный: мягкая игрушка- кот Леопольд, светофор(три круга), «зебра»(белые полосы),
знак «пешеходный переход», буква «А», макет автобуса, руль, сумка кондуктора, объемные игрушки
(самолёт, мотоцикл, паровоз, трактор, пароход), клавиатура, волшебная палочка - раздаточный: геометрические фигуры, карточки — схемы изображения паровоза, «фейерверк» —
игрушки для развития воздушной струи, конфетти, монеты, билеты – картинки с изображением транспорта.
- демонстрационный: мягкая игрушка- кот Леопольд, светофор(три круга), «зебра»(белые полосы),
-
Предшествующая работа: разучивание подвижного упражнения «Поиграем», экскурсия к ближайшей улице,
рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице,
организация сюжетно – ролевой игры «Автобус», заучивание стихотворения «Светофор».
Словарная работа: транспорт наземный, воздушный, водный, «зебра», пешеход, водитель,
пассажир, кондуктор, лётчик, машинист, мотоциклист, капитан.
Методические приёмы:
-
-
- игровой приём « Едем в автобусе»;
- сюрпризный момент – появление кота Леопольда, волшебная палочка, игрушки – транспортные средства, игрушки — фейерверк;
- загадывание загадки;
- дыхательная гимнастика «Фейерверк», «Вдохнём аромат свежего воздуха»;
- использование картинок;
- игровые упражнения: «Составь рассказ по плану о транспорте», «Телеграф», «Поиграем», «Детский аттракцион»,
«Где кот Леопольд?», «Сложи паровоз по схеме», «Фейерверк».
-
Ход занятия:
Оргмомент – загадывание загадки.
Логопед:
— В гости к нам кто-то торопится. Про него я загадаю загадку. Слушайте внимательно:
Кот, покачиваясь в кресле, в мягких тапочках сидит,
Надоедливым мышатам, улыбаясь говорит:
«Ребята, давайте жить дружно!»
А вам, дети, как зовут кота, отгадать нужно,
Скажем дружно: «Это кот… (Леопольд)».
Появление кота Леопольда, приветствие, знакомство с детьми.
Прогулка по городу.
Кот Леопольд:
— Я предлагаю вам, друзья, прогуляться по нашему городу.
Логопед:
— Как называется наш город?
Дети:
— Ростов-на-Дону.
Логопед:
— Ростов-на-Дону. — наш любимый город!
— Мы вышли из детского сада и ходим по улице пешком. Как мы сейчас называемся?
Дети:
— Пешеходы.
Логопед:
— Нам нужно перейти дорогу. В каком месте можно переходить дорогу?
Дети:
— По мосту, по подземному переходу, по «зебре».
Логопед:
— Мы уже издали, видим «зебру» и дорожный знак «Пешеходный переход».
— А машин на дороге много. Здесь нам поможет светофор. На какой свет можно переходить дорогу?
Дети:
— На зеленый свет переходят дорогу.
Чтение стихотворения ребенком:
Если свет зажегся красный,-
Значит, двигаться опасно,
Жёлтый – предупрежденье,
А зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
(Во время чтения стихотворения логопед демонстрирует красный, желтый и зелёный круги.)
Логопед:
— Переходите через дорогу.
— Продолжим нашу прогулку, но пешком мы быстро устанем. А вот и остановка, рядом – знак. Какая это буква?
Дети:
— Буква «А».
Логопед:
— Значит, здесь останавливается, какой пассажирский транспорт?
Дети:
— Автобус.
Поездка в автобусе
Логопед:
— Здесь стоит автобус кота Леопольда. Займите места в автобусе. Как вы теперь называетесь?
Дети:
— Пассажиры.
Логопед:
— Кот Леопольд будет сидеть за рулём. Значит, он — кто?
— Дети:
— Водитель.
Логопед:
— У меня сумка с билетами. Значит, я — кто?
Дети:
— Кондуктор.
Логопед:
— У водителя сломался микрофон. Поможем ему объявлять остановки. Объявлять нужно громко, чётко, выразительно.
(1-ый ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Почта».)
Кондуктор выдает каждому ребенку билет с изображением транспорта.
Логопед:
— Что изображено на ваших билетах?
Дети:
— Самолёт.
— Экскаватор.
— Пароход.
— Грузовик.
Логопед:
— Как это всё назвать одним словом?
Дети:
— Транспорт.
Игровое упражнение «Составь рассказ по плану»
Логопед:
— Попробуйте составить рассказ о транспорте по следующему плану. Назовите изображённый транспорт. Скажите, к какому виду он относится: воздушному, наземному, водному? Где движется? Для чего он предназначен?
Ребёнок:
— Самолёт – это воздушный транспорт. Он летает по воздуху. Самолёт перевозит пассажиров.
(Подобный рассказ составляет каждый ребенок о своём транспорте.)
Игровое упражнение «Телеграф»
Логопед:
— Автобус остановился на остановке «Почта», здесь мы выйдем из автобуса и пойдём в телеграф.
— Кот Леопольд не прислушивался к вашим рассказам, так как он сидит за рулём, ему нельзя отвлекаться. Поэтому мы передадим ему телеграммы о транспорте. Составьте предложение из двух слов о транспорте, ответив на вопрос: «Что делает?»
Дети:
— Самолёт летит.
— Экскаватор роет.
— Пароход плывёт.
— Грузовик едет.
Логопед:
— Слова разделите на части, и отправьте телеграммы, отбивая их на клавишах указательным пальцем.
(Ребёнок: «Са-мо-лёт ле-тит». И так каждый ребенок о своём транспорте.)
Дети снова садятся в автобус. (2-ой ребёнок объявляет: «Следующая остановка: «Детский парк».)
Логопед:
— Поиграем в игру «Четвертый лишний»:
Самолёт, вертолёт, автомобиль, ракета.
Корабль, мотоцикл, катер, лодка.
Машина, лошадка, пароход, самолёт.
— Подъехали к остановке «Детский парк».
— Какой свежий воздух в парке. Сделаем вдох через нос, наполним живот ароматом свежего воздуха, сделаем выдох через рот, выпустим воздух.
Физпауза – подвижное упражнение «Поиграем»:
На лошадке мы скакали,
До угла мы доскакали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит: у- у- у!
Кот Леопольд:
— Я вижу «Детский аттракцион». Там можно покататься на каком — нибудь транспорте.
Игра «Где находится кот Леопольд?» (около парохода, перед самолётом, между самолётом и паровозом, за мотоциклом, на мотоцикле)
Логопед:
— Кот Леопольд сел на мотоцикл покататься. Предлагаю и вам, дети, занять места напротив любого транспорта. Возьму волшебную палочку:
Один, два, три, четыре, пять,
Мы хотим играть опять.
Был транспорт маленький,
Стал он большим!
— Какие большие стали предметы! Представьте, что вы сидите в транспорте и движетесь в нём. Можете закрыть глаза, помечтать.
(Пока дети катаются, кот Леопольд поет песенку о дружбе.)
Логопед:
— Всё, время вышло, пора возвращаться в автобус.
(3-ий ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Детский сад».)
Логопед:
— Вспомните, кем был кот Леопольд в аттракционе? Чем он управлял?
Дети:
— Леопольд был мотоциклистом. Он управлял мотоциклом.
Логопед:
— Вспомните, кем были вы? Чем управляли вы?
Ребёнок:
— Я был машинистом, управлял паровозом.
(Подобное предложение составляет каждый ребенок о своем транспорте.)
Возвращение в детский сад
Дети выходят из автобуса и идут в детский сад. Садятся за столы.
Игра «Сложи паровозик из геометрических фигур»
Логопед:
— Коту Леопольду очень понравилось управлять автобусом и мотоциклом. Он еще хочет научиться управлять паровозом. Поэтому мы для него сложим паровозики из геометрических фигур. Переверните карточки и по данной схеме сложите паровозики.
(Дети выполняют задание.)
Логопед:
— Расскажите коту Леопольду, сколько квадратов (треугольников, кругов) вы взяли, чтобы построить паровоз?
Дети:
— Четыре квадрата.
— Три треугольника.
— Три круга.
Логопед:
— Сколько всего паровозов вы построили?
Ребёнок:
— Четыре паровоза.
Фейерверк
Логопед:
— Кот Леопольд благодарит вас за отзывчивость, доброжелательность и дружелюбие. Там, где — дружба, всегда есть место чудесам. Поэтому в честь дружбы мы устроим фейерверк!
— Сделайте вдох через нос, дуйте в трубочку сильно, долго, не надувая щёк.
(Дети дуют – летит конфетти.)
Прощание с котом Леопольдом:
— До новых встреч!