Сайт педагога-психолога и учителя -логопеда Самвелян Ирины Михайловны

Конспект логопедического занятия на тему «Прогулка по городу» для детей старшего дошкольного возраста

  • Коррекционно-образовательные задачи:
      • уточнять и расширять знания детей о транспорте;
      • закреплять в речи обобщающие понятия: наземный транспорт, водный, воздушный;
      • уточнять и расширять представления детей о правилах перехода через дорогу;
      • закреплять знания буквы А;
      • совершенствовать слоговую структуру слова;
      • упражнять в образовании существительных в творительном падеже;
      • упражнять в согласовании числительных с существительными;
      • упражнять в правильном употреблении предлогов: на, за, перед, около, между.
  • Коррекционно-развивающие задачи:

развивать связную речь, интонационную выразительность речи, фонетические представления, логическое мышление, зрительное и
слуховое внимание, целенаправленную воздушную струю, общую и тонкую моторику, координацию речи с
движением, творческое воображение, диафрагмальное дыхание.

  • Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, умения выполнять
установленные нормы поведения.

Материал:

      • демонстрационный: мягкая игрушка- кот Леопольд, светофор(три круга), «зебра»(белые полосы),
        знак «пешеходный переход», буква «А», макет автобуса, руль, сумка кондуктора, объемные игрушки
        (самолёт, мотоцикл, паровоз, трактор, пароход), клавиатура, волшебная палочка
      • раздаточный: геометрические фигуры, карточки — схемы изображения паровоза, «фейерверк» —
        игрушки для развития воздушной струи, конфетти, монеты, билеты – картинки с изображением транспорта.

Предшествующая работа: разучивание подвижного упражнения «Поиграем», экскурсия к ближайшей улице,
рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице,
организация сюжетно – ролевой игры «Автобус», заучивание стихотворения «Светофор».

Словарная работа: транспорт наземный, воздушный, водный, «зебра», пешеход, водитель,
пассажир, кондуктор, лётчик, машинист, мотоциклист, капитан.

Методические приёмы:

      • игровой приём « Едем в автобусе»;
      • сюрпризный момент – появление кота Леопольда, волшебная палочка, игрушки – транспортные средства, игрушки — фейерверк;
      • загадывание загадки;
      • дыхательная гимнастика «Фейерверк», «Вдохнём аромат свежего воздуха»;
      • использование картинок;
      • игровые упражнения: «Составь рассказ по плану о транспорте», «Телеграф», «Поиграем», «Детский аттракцион»,
        «Где кот Леопольд?», «Сложи паровоз по схеме», «Фейерверк».

Ход занятия:

Оргмомент – загадывание загадки.

Логопед:

— В гости к нам кто-то торопится. Про него я загадаю загадку. Слушайте внимательно:

Кот, покачиваясь в кресле, в мягких тапочках сидит,

Надоедливым мышатам, улыбаясь говорит:

«Ребята, давайте жить дружно!»

А вам, дети, как зовут кота, отгадать нужно,

Скажем дружно: «Это кот… (Леопольд)».

Появление кота Леопольда, приветствие, знакомство с детьми.

Прогулка по городу.

Кот Леопольд:

— Я предлагаю вам, друзья, прогуляться по нашему городу.

Логопед:

— Как называется наш город?

Дети:

— Ростов-на-Дону.

Логопед:

— Ростов-на-Дону. — наш любимый город!

— Мы вышли из детского сада и ходим по улице пешком. Как мы сейчас называемся?

Дети:

— Пешеходы.

Логопед:

— Нам нужно перейти дорогу. В каком месте можно переходить дорогу?

Дети:

— По мосту, по подземному переходу, по «зебре».

Логопед:

— Мы уже издали, видим «зебру» и дорожный знак «Пешеходный переход».

— А машин на дороге много. Здесь нам поможет светофор. На какой свет можно переходить дорогу?

Дети:

— На зеленый свет переходят дорогу.

Чтение стихотворения ребенком:

Если свет зажегся красный,-

Значит, двигаться опасно,

Жёлтый – предупрежденье,

А зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

(Во время чтения стихотворения логопед демонстрирует красный, желтый и зелёный круги.)

Логопед:

— Переходите через дорогу.

— Продолжим нашу прогулку, но пешком мы быстро устанем. А вот и остановка, рядом – знак. Какая это буква?

Дети:

— Буква «А».

Логопед:

— Значит, здесь останавливается, какой пассажирский транспорт?

Дети:

— Автобус.

Поездка в автобусе

Логопед:

— Здесь стоит автобус кота Леопольда. Займите места в автобусе. Как вы теперь называетесь?

Дети:

— Пассажиры.

Логопед:

— Кот Леопольд будет сидеть за рулём. Значит, он — кто?

— Дети:

— Водитель.

Логопед:

— У меня сумка с билетами. Значит, я — кто?

Дети:

— Кондуктор.

Логопед:

— У водителя сломался микрофон. Поможем ему объявлять остановки. Объявлять нужно громко, чётко, выразительно.

(1-ый ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Почта».)

Кондуктор выдает каждому ребенку билет с изображением транспорта.

Логопед:

— Что изображено на ваших билетах?

Дети:

— Самолёт.

— Экскаватор.

— Пароход.

— Грузовик.

Логопед:

— Как это всё назвать одним словом?

Дети:

— Транспорт.

Игровое упражнение «Составь рассказ по плану»

Логопед:

— Попробуйте составить рассказ о транспорте по следующему плану. Назовите изображённый транспорт. Скажите, к какому виду он относится: воздушному, наземному, водному? Где движется? Для чего он предназначен?

Ребёнок:

— Самолёт – это воздушный транспорт. Он летает по воздуху. Самолёт перевозит пассажиров.

(Подобный рассказ составляет каждый ребенок о своём транспорте.)

Игровое упражнение «Телеграф»

Логопед:

— Автобус остановился на остановке «Почта», здесь мы выйдем из автобуса и пойдём в телеграф.

— Кот Леопольд не прислушивался к вашим рассказам, так как он сидит за рулём, ему нельзя отвлекаться. Поэтому мы передадим ему телеграммы о транспорте. Составьте предложение из двух слов о транспорте, ответив на вопрос: «Что делает?»

Дети:

— Самолёт летит.

— Экскаватор роет.

— Пароход плывёт.

— Грузовик едет.

Логопед:

— Слова разделите на части, и отправьте телеграммы, отбивая их на клавишах указательным пальцем.

(Ребёнок: «Са-мо-лёт ле-тит». И так каждый ребенок о своём транспорте.)

Дети снова садятся в автобус. (2-ой ребёнок объявляет: «Следующая остановка: «Детский парк».)

Логопед:

— Поиграем в игру «Четвертый лишний»:

Самолёт, вертолёт, автомобиль, ракета.

Корабль, мотоцикл, катер, лодка.

Машина, лошадка, пароход, самолёт.

— Подъехали к остановке «Детский парк».

— Какой свежий воздух в парке. Сделаем вдох через нос, наполним живот ароматом свежего воздуха, сделаем выдох через рот, выпустим воздух.

Физпауза – подвижное упражнение «Поиграем»:

На лошадке мы скакали,

До угла мы доскакали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Стоп! Разворот.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит: у- у- у!

Кот Леопольд:

— Я вижу «Детский аттракцион». Там можно покататься на каком — нибудь транспорте.

Игра «Где находится кот Леопольд?» (около парохода, перед самолётом, между самолётом и паровозом, за мотоциклом, на мотоцикле)

Логопед:

— Кот Леопольд сел на мотоцикл покататься. Предлагаю и вам, дети, занять места напротив любого транспорта. Возьму волшебную палочку:

Один, два, три, четыре, пять,

Мы хотим играть опять.

Был транспорт маленький,

Стал он большим!

— Какие большие стали предметы! Представьте, что вы сидите в транспорте и движетесь в нём. Можете закрыть глаза, помечтать.

(Пока дети катаются, кот Леопольд поет песенку о дружбе.)

Логопед:

— Всё, время вышло, пора возвращаться в автобус.

(3-ий ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Детский сад».)

Логопед:

— Вспомните, кем был кот Леопольд в аттракционе? Чем он управлял?

Дети:

— Леопольд был мотоциклистом. Он управлял мотоциклом.

Логопед:

— Вспомните, кем были вы? Чем управляли вы?

Ребёнок:

— Я был машинистом, управлял паровозом.

(Подобное предложение составляет каждый ребенок о своем транспорте.)

Возвращение в детский сад

Дети выходят из автобуса и идут в детский сад. Садятся за столы.

Игра «Сложи паровозик из геометрических фигур»

Логопед:

— Коту Леопольду очень понравилось управлять автобусом и мотоциклом. Он еще хочет научиться управлять паровозом. Поэтому мы для него сложим паровозики из геометрических фигур. Переверните карточки и по данной схеме сложите паровозики.

(Дети выполняют задание.)

Логопед:

— Расскажите коту Леопольду, сколько квадратов (треугольников, кругов) вы взяли, чтобы построить паровоз?

Дети:

— Четыре квадрата.

— Три треугольника.

— Три круга.

Логопед:

— Сколько всего паровозов вы построили?

Ребёнок:

— Четыре паровоза.

Фейерверк

Логопед:

— Кот Леопольд благодарит вас за отзывчивость, доброжелательность и дружелюбие. Там, где — дружба, всегда есть место чудесам. Поэтому в честь дружбы мы устроим фейерверк!

— Сделайте вдох через нос, дуйте в трубочку сильно, долго, не надувая щёк.

(Дети дуют – летит конфетти.)

Прощание с котом Леопольдом:

— До новых встреч!

Статья опубликована в разделе:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*