Сайт педагога-психолога и учителя -логопеда Самвелян Ирины Михайловны

Классификация нарушений речи

Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности)

Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется
в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной
нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых
зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи,
связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных
процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.

Нарушения письменной речи:

Дислексия – нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв,
при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.

Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения.

Психолого-педагогическая классификация (учитывает степень нарушения языковых средств общения в процессе речевой коммуникации)

1 группа:

  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

2 группа:

  • заикание.

Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.

Статья опубликована в разделе:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*